Центр компетенций «Энергетические системы»

+7 985 681-30-42

+7 985 681-30-42

Комплекс средств математического моделирования и испытательная установка для авариестойкой топливной системы вертолёта КА-226Т

Целью работы является создание комплекса, позволяющего обеспечить полный цикл разработки (в том числе конструкторских, сертификационных и периодических стендовых испытаний) авариестойкой топливной системы с протектированными топливными баками для вертолёта КА-226Т.

Важнейшей составляющей безопасности полетов является безотказная работа топливной системы вертолета в любых ситуациях. Особое значение при этом имеет предотвращение утечек топлива из топливных баков и топливных магистралей при жесткой посадке.

До настоящего времени в российском авиастроении отсутствовали топливные системы вертолётов отечественного производства, которые полностью бы отвечали соответствующим требованиям авиационных правил АП-29.

КА-226Т станет первым вертолетом, оснащённым российской авариестойкой топливной системой, изготовленной АО «ОКБ «Кристалл».

Для обеспечения создания АСТС КА-226Т в период с 2019 по 2021 гг. ЦК «Энергетические системы» был создан комплекс, предназначенный для разработки и испытаний авариестойкой топливной системы данного вертолета.

Техническое описание комплекса

Разработана и изготовлена испытательная установка, позволяющая проводить квалификационные испытания АСТС Ка-226Т на соответствие нормам российских и европейских авиационных правил.

Проект реализован при поддержке Минобрнауки России в соответствии с Постановлением Правительства РФ №218, по заказу АО «ОКБ «Кристалл».

Комплекс состоит из математической модели (ММ) и испытательной установки (ИУ) для авариестойкой топливной системы вертолета.

Испытательная установка

Испытательная установка предназначена для отработки как штатных, так и отказных режимов функционирования топливной системы в соответствии с нормами российских и европейских авиационных правил (АП). Она служит для проведения натурных испытаний авариестойкой топливной системы в составе вертолёта.

Поворотная платформа-1

Поворотная платформа-1 (ПП-1) предназначена для испытаний авариестойкой топливной системы вертолёта (АСТС) на функционирование при различных пространственных положениях вертолёта и при различных режимах работы топливной системы, при изменении пространственного положения по крену и тангажу.

ПП-1 позволяет проводить испытания с условиями, максимально раскрывающими потенциал АСТС.

Поворотная платформа-1, разработанная нашим Центром компетенций, позволяет задавать диапазон крена и тангажа ±15°.

Грузоподъёмность платформы составляет до 5 т. (масса объекта испытаний с учётом полной заправки керосином, оснасткой крепления и технологическим оборудованием).

Поворотная платформа-2

Поворотная платформа-2 (ПП-2) предназначена для испытаний АСТС вертолета в условиях непрерывной динамической качки с одновременным воздействием вибрации.

ПП-2 представляет собой поворотную относительно горизонтали платформу, на которой устанавливается объект испытаний. Поворотная рама совершает динамические наклоны на углы ±15° относительно оси со скоростью 20 циклов в минуту.

Комплект вибрационного оборудования обеспечивает воздействие вибрации на объект испытаний.

Грузоподъёмность ПП-2 составляет до 4 т. (масса объекта испытаний с учётом полной заправки керосином, оснасткой крепления и технологическим оборудованием).

Система подачи и слива топлива

Система подачи и слива топлива (СПСТ) состоит из топливного и пневматического оборудования и выполняет следующие функции:
  • заправка объекта испытаний топливом из топливного резервуара;
  • подогрев топлива, заправленного в объект испытаний;
  • слив топлива из объекта испытаний;
  • установление заданного напора и измерение параметров выработки топлива насосами объекта испытаний.

Система подвижности поворотных платформ

Система подвижности поворотных платформ ПП-1 и ПП-2 обеспечивает наклон АСТС вертолёта на заданные углы и с заданной скоростью.

В состав системы подвижности поворотных платформ входят комплекты гидроцилиндров, устанавливаемых на поворотных платформах ПП-1 и ПП-2, гидросистема с маслонасосной станцией и система управления и контроля движением приводов.

Системы управления и Видеонаблюдения

Система управления испытательной установки для АСТС вертолета  позволяет контролировать десятки параметров в ходе проведения реального эксперимента.
Система видеонаблюдения предназначена для визуального контроля процесса испытаний и состояния оборудования. Девять камер позволяют полностью контролировать ход эксперимента.

Математическая модель

Математическая модель Ка-226Т используется для проектирования и сопровождения наземных и лётных испытаний авариестойкой топливной системы вертолёта КА-226Т.

Модель содержит в себе характеристики реальных узлов и агрегатов в соответствии с принципиальной схемой Ка-226Т.

Модель АСТС включает в себя:

  • Теплогидравлическую модель АСТС.
  • Модель электропитания компонентов СЭС.
  • Интегрированную трехмерную геометрическую модель АСТС.
  • Математическую модель алгоритмов управления АСТС.
  • Пульты управления.
Математическая модель функционирования АСТС содержит набор взаимосвязанных алгоритмов управления каждой отдельной подсистемой объекта управления и математические модели объектов управления, реализованные в виде входо-выходных схем.

Практическое значение

В настоящее время комплекс является единственным в России, позволяющим осуществлять полный цикл мероприятий по проведению испытаний и сертификации авариестойкой топливной системы вертолёта и является показательным примером эффективного импортозамещения.

Комплекс позволяет проводить в России квалификационные испытания АСТС вертолёта Ка-226Т на соответствие нормам российских и европейских авиационных правил.

Комплекс превосходит европейские аналоги, так как впервые в рамках единой системы в процессе испытаний АСТС вертолёта позволяет:

  • имитировать реальные режимы функционирования АСТС при различных режимах эксплуатации;
  • обеспечивать режим функционирования АСТС при качании с одно-временным воздействием вибрации;
  • комбинировать цифровые и натурные испытания АСТС;
Применение комплекса позволяет повысить безопасность проведения лётных испытаний и дальнейшей эксплуатации вертолётной техники.

Контакты

НАПИСАТЬ НАМ

Созданный на базе МАИ, наш Центр является эффективной структурой, созоющей устойчивую кооперацию между научными организациями и производственными предприятиями. Берёмся за самые технологически сложные и уникальные проекты и делаем всё, чтобы их реализовать. В этом нам помогает огромный опыт, высокий профессионализм нашей команды и стремление к приобретению новых знаний и компетенций.

Подробнее…

ПРОЕКТЫ
НАПИСАТЬ НАМ