Российские ученые создали систему для контроля работы частей крыльев самолета, необходимых для набора или снижения высоты. Она представляет собой комплект датчиков, контролирующих выдвижение закрылков. При нештатной ситуации приборы подадут сигнал о проблеме. Внедрение этой технологии предотвратит крен самолета, существенно сократит нагрузку на экипаж и снизит вероятность ошибки пилотирования, считают опрошенные «Известиями» специалисты. Уже в этом году планируется протестировать разработку на опытных экземплярах самолетов, а в 2023-м — провести летные испытания на новых серийных «Суперджетах».
Sukhoi Superjet New (SSJ New) представляет собой модификацию российского самолета Sukhoi Superjet 100, рассчитанного на небольшое количество пассажиров. Особенность новой модели — максимальное замещение иностранных комплектующих отечественными. Более того, из-за введенных санкций возникла острая необходимость делать борт полностью на российских компонентах.
В частности, импортозамещения требует комплексная система управления самолетом. В ее состав входят компоненты для контроля перекоса секций механизации крыла. Так называют изменение положения закрылков и предкрылков, необходимое для набора или снижения высоты. Разработку этих компонентов ведут в Московском авиационном институте (МАИ).
— В последнее время, согласно наблюдениям Европейского агентства по безопасности полетов, стало возникать очень много аварийных ситуаций, которые потенциально могут приводить к катастрофическим последствиям. В связи с этим организация предъявила новое требование к самолетам — все новые машины должны иметь такую систему контроля механизации крыла, — рассказал директор центра компетенций «Энергетические системы» МАИ Сергей Грачев.
Новое требование попало и в техническое задание для строящихся экземпляров SSJ New, сообщил Сергей Грачев. В России ранее таких систем не делали и самолетов с ней не выпускалось.
Перекос в худшем случае может привести к аварийной ситуации. Если одна часть закрылка выдвигается несколько быстрее другой, конструкцию может заклинить. Это, в свою очередь, приведет к выходу из строя секции крыла и потере реального управления самолетом. Задача системы — отследить перекос секции закрылков и предкрылков, а также подать сигнал в случае обнаружения ошибки.
— Закрылки имеют размах в несколько метров, конструкция крыла достаточно гибкая. Как раз из-за этого в момент выпуска возможны различные перекосы и заклинивания. Впрочем, когда конструкцию действительно заклинило, уже поздно. Наша система должна предупредить о вероятности такой ситуации, — пояснил технический директор центра компетенций «Энергетические системы» МАИ Денис Смагин.
Сейчас ученые завершили разработку конструкторской документации, изготовили опытные образцы и планируют проведение испытаний. Пока систему отрабатывают на особом стенде. На аппарате полностью имитируются движения закрылков, предкрылков и работы системы. Этот вид испытаний должен быть завершен в этом году. После систему планируют поставить на опытные самолеты. На 2023 год намечено испытать влияние внешних факторов на работу системы в аттестованных Росавиацией организациях, а затем провести летные испытания на новых серийных самолетах.
Как утверждают эксперты, летать без разрабатываемой системы можно, но это увеличивает риск ошибки пилота.
— Если при выпуске или уборке механизации возникает рассогласование по скорости движения закрылков, поведение самолета меняется, — объяснил заведующий кафедрой самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского национального исследовательского технического университета Игорь Бобарика. — Экипаж получает дополнительную нагрузку в режиме ручного пилотирования, вероятность ошибки пилота увеличивается. Отмечу, что по статистике порядка 60% всех авиакатастроф происходит на посадке, так как это и так очень ответственный и нагруженный для экипажа этап полета.
Поэтому исключение возможной причины аварийной ситуации при помощи новой системы может повысить безопасность полетов.
— Такая система уже используется в пассажирских самолетах, в частности в самолете Airbus A-320, — отметил профессор кафедры авиастроения Комсомольского-на-Амуре государственного университета Александр Бобков.